No Image No Image

No Image
No Image No Image No Image
No Image
Главная arrow Рынок перевозок
No Image
No Image

Определение конъюнктуры рынка перевозок и услуг

Особенностью работы любой авиакомпании  является постоянное изменение политических и экономических условий, в которых приходится ей работать, большое число разноемких рынков, предлагающих свои услуги на этих рынках. Изучение этого рынка, прогнозирование его конъюнктуры является неотъемлемым и обязательным условием эффективного функционирования авиакомпании.

Под конъюнктурой понимается совокупность факторов и условий, взятая в их взаимной связи и дающая представление о состоянии рынка в определенный момент времени. Рынок международных воздушных перевозок - это платежеспособный спрос на перевозки воздушным транспортом, при котором затрагиваются два или более государства и предложение провозных мощностей перевозчиков, способных в той или иной степени удовлетворить этот спрос.

Отсюда следует, что конъюнктура  мирового рынка воздушных перевозок формируется под воздействием множества факторов, которые определяют условия развития и существования рыночной системы. На основе анализа составляющих рыночной системы и внешнего окружения можно определить основные конъюнктурообразующие факторы:

Государственно-политические, макроэкономические, технологические, демографические, природно-географические, социально-экономические. Схема-тично факторы, влияющие на конъюнктуру рынка представлены на рис 2.1а и 2.1б.

К государственно-политическим факторам относятся: внутриполитическая обстановка, роль и место государства в региональной политике, военные и социальные конфликты, государственные перевороты, чрезвычайная обстановка в стране, стихийные бедствия, эпидемии, карантины, крупные международные политические, культурные и спортивные мероприятия [3].

Макроэкономические факторы - общее состояние мировой экономики, объем внешней торговли, состояние валютного рынка, платежного и торгового баланса, энергетические проблемы и уровень цен на авиатопливо, уровень банковских ставок и условия кредитования, ВНП, уровень экономического развития стран и регионов, финансовое положение авиакомпаний, характер конкурентной борьбы и степень монополизации рынков.

Технологические факторы – это достижения науки и техники, в том числе уровень ее достижений в области гражданской авиатехники, технологический уровень авиатранспортного производства, уровень технического совершенства ВС, средств наземного обслуживания воздушных перевозок и управления воздушным движением, состояние инфраструктуры воздушного транспорта.

К демографическим факторам относят численность населения мира и темпы прироста, половозрастная структура населения и демографические тенденции в индустриально развитых и развивающихся странах, уровень рождаемости и продолжительность жизни, занятость и авиаподвижность населения.

К природно-географическим факторам относятся: географические особен-ности стран и регионов, уровень природной и историко-архитекрурной привле-кательности, степень развитости других видов транспорта, наличие аэропортов и их удаленность от населенных пунктов, господствующая метероологическая обстановка в пунктах отправления, назначения и по трассам полетов.

Социально-экономические – это: уровень экономического развития отдель-ных стран, уровень реальных доходов населения и его дискреционную покупа- тельскую способность, уровень безработицы, налоговая политика государства, степень развития туризма, социальная структура общества, социально-психологический климат общества и бытовые традиции населения, привлекатель-ность воздушного транспорта для населения, уровень тарифов на перевозки, предоставляемые скидки и льготы, уровень безопасности и регулярности полетов, удобство расписания, популярность и репутация авиакомпаний, эксплуатирующих данные авиалинии.

К прочим конъюнктурообразующим факторам относятся такие, как военные и социальные конфликты, стихийные бедствия, а также "разовые" события: олимпиады, международные спортивные соревнования, форумы, кинофестивали.

Это лишь основные конъюнктурообразующие  факторы, которых можно насчитать более 100. И хотя  их влияние на состояние рынка воздушных перевозок не одинаково, все они должны приниматься во внимание при анализе и прогнозировании конъюнктуры рынка международных воздушных перевозок.

Основными задачами изучения рынка международных воздушных перево-зок, как и целями всех конъюнктурных исследований авиакомпаний, является выявление и освоение рынка.

Выявление рынка заключается в определении спроса и предложения.

Освоение рынка состоит в разработке и осуществлении мероприятий по формированию спроса на перевозки, данной авиакомпанией и его удовлетворению на конкретном рынке. Сложность освоения рынка заключается  в том, что на сегодняшний день практически все региональные рынки поделены между ведущими авиакомпаниями. Авиакомпания, вступающая на рынок должна реально представлять, на какую долю перевозок на данном рынке она может претендовать в данный момент и каковы шансы на ее успех в конкурентной борьбе с другими авиакомпаниями и другими видами транспорта.

Доля авиакомпании на рынке определяется следующим образом. Доля конкретной авиакомпании на рынке пропорциональна ее flight-factor, который равен произведению количества грузомест авиакомпании. Необходимо подсчитать удельный вес flight-factor в общей сумме flight-factor всех  авиакомпаний  на данном рынке. Этот удельный вес и будет соответствовать доли авиакомпании на рынке авиаперевозок [9].

Изучение рынка международных воздушных перевозок и прогнозирование его конъюнктуры позволяет установить, между какими пунктами целесообразно начать воздушные перевозки и какие располагаемые провозные мощности (емкость и частота движения) будут оптимальными на данном этапе и в перспективе. Ответить на данный вопрос может системный анализ и прогнози-рование конъюнктуры рынка международных воздушных перевозок.

Существует большое разнообразие методов, которыми пользуются в мировом воздушном транспорте для анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка международных воздушных перевозок. Основные из этих методов – это факторный анализ, структурный анализ, метод "опроса экспертов", метод "глубокого интервью", метод "проектора", метод "чартов", методы экстраполяции, метод "кластерного анализа". Полученные при помощи перечисленных методов данные систематизируются, формализуются, и используются для построения многофакторных экономико–математических моделей рынка и прогнозирования его конъюнктуры.

Изучение потенциальных возможностей авиакомпании на данном рынке проводиться с целью выявления условий конкуренции, определяемых стихийным характером взаимодействия между авиакомпаниями, а также другими видами транспорта, действующими на данном рынке.

В соответствии с полученными данными о потенциальных возможностях, состоянии конъюнктуры рынка и ее прогнозах, а также данными о компаниях – конкурентах авиакомпания может сделать выводы о емкости рынка и степени его освоения.

Изучение альтернативных видов транспорта на данном рынке производится с точки зрения изыскания возможностей переключения на воздушные перевозки рейсами данной авиакомпании. При выборе вида транспорта для перевозки грузов рассматриваются 4 решающих фактора: условия договора купли-продажи, характеристика груза, общее время доставки с учетом качества транспортных и сопутствующих услуг и общий размер отправок. Последовательность действий факторов, влияющих на выбор вида транспорта, приведена на рис. 5. Основными конкурентами ВТ при решении вопроса о выборе  перевозчика являются железнодорожный, автомобильный и морской транспорт. Таким образом, выбор вида транспорта при перевозках груза зависит от философии производителя.

Для производства структурного анализа необходимо, прежде всего, определение показателей, характеризующих состояние рынка воздушных перевозок и его конъюнктуры. Под показателями конъюнктуры по­нимается совокупность множества параметров рыночной системы, которые являются внешним проявлением внутренних процессов, характеризующих качественное состояние рынка, и могут быть представлены в ко­личественном выражении.

Показателями конъюнктуры рынка воздушных перевозок являются:

  • Перевозки по каждому их виду, соотношение располагаемых и фактически выполненных тонно-километров, характеризующееся средним коэффициентом коммерческой загрузки, перевозки другими видами транспорта;
  • Средние цены на воздушные перевозки, характеризующиеся соотношением нормальных и льготных тарифов, отправки пассажиров всеми видами транспорта, количество выданных виз;
  • Динамика прироста объема перевозок, коэффициенты занятости пассажирских кресел, соотношение регулярных и чартерных перевозок, средняя прибыль перевозчиков и т. д.

 Количественное определение показателей конъюнктуры дает возможность делать анализ структуры и динамики рынка воздушных перевозок для принятия управленческих решений по коммерческой эксплуатации МВЛ с учетом условий конкретного рынка.

На практике каждая авиакомпания ведет учет перевозок по их видам и на основе анализа статистики перевозок пассажиров, грузов и почты, получаемой на основе обработки купонов авиабилетов и других перевозочных документов, определяет структуру перевозок, которая в определенной мере отражает структуру рынка. Кроме того, анализируются статистические данные о перевозках другими видами транспорта, о выдаче въездных виз, загранпаспортов и т.д. Анализ данных о структуре фактических перевозок, а также других статистических данных позволяет с определенной точностью определить потенциальный рынок, а также судить о состоянии внешнего и внутреннего рынков, тенденциях их изменения и взаимного влияния.

 
« Пред.   След. »
No Image
No Image No Image No Image

Наша галерея

No Image
© 2009-2013 aviaplace.ru
No Image