No Image No Image

No Image
No Image No Image No Image
No Image
Главная arrow Договор страхования
No Image
No Image

Условия договора страхования

При осуществлении международных перевозок в настоящее время широко при­меняется страхование, которое может быть обязательным и добровольным (договорным). Его основная цель - создать для грузовладельцев и пассажиров гарантии компенсации предполагаемых при перевозке убытков и упростить получение такой компенсации, ибо взыскание убытков с транспортных организаций требует времени и нередко связано со значительными судебными издержками.

Страхование используется также перевозчиками многих видов транспорта, в особенности морского и речного, автомобильного и воздушного, для покрытия потерь от возможных аварий транспортных средств, когда убытки, падающие на перевозчика, нередко достигают внушительных сумм, могущих поставить под угрозу финансовое благополучие перевозчика. Наконец, страхование призвано обезопасить перевозчика от возможной ответственности перед третьими лицами, не являющимися сторонами по договору перевозки.

Правила транспортного страхования предусматривают три вида условий, на которых может быть заключен договор транспортного страхования, в зависимости от которых варьируется как объем ответственности страховщика, так и, соответственно, размер страховой премии, уплачиваемой страхователем.

Наиболее полным является страхование «с ответственностью за все риски», при котором возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедшие по любой причине.

Страхование на условиях второго вида называется страхованием «с ответствен­ностью за частную аварию». В этом случае страховщик возмещает убытки, произошедшие не по любым, а лишь по определенным причинам. К ним относятся:

  1. убытки от повреждений или полной гибели всего или части груза вследствие огня, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения перевозочных средств между собой или их удара о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, а также вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;
  2. убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;

-убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие не­счастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приемке судном топлива.

При перевозке грузов морским путем убытки не возмещаются, если они не достигают 3 % от страховой суммы всего груза по одному коносаменту.

При страховании на условии третьего вида - «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» - страховщик возмещает убытки от полной гибели всего или части груза в тех же случаях, что и при страховании «с ответственностью за частную аварию». Однако убытки от повреждения возмещаются страховщиком лишь в случае крушения транспортных средств.

При страховании на условиях всех трех видов страховщик возмещает убытки, расходы и взносы по общей аварии, все необходимые и целесообразно произведенные  расходы по спасению груза и по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условию страхования.

Согласно Правилам транспортного страхования ответственность по договору стра­хования действует во времени по принципу «от склада до склада» с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, продолжаясь в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранение на промежуточных складах) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя, но не более 60 дней после выгрузки груза с морского судна в конечном порту.

Правила особо отмечают случаи, освобождающие страховщиков от возмещения убытков:

  • за неосторожность или злой умысел страхователя, получателя и их представителей;
  • за убытки, произошедшие от естественных свойств самого груза (внутренней пор­чи, утечки, самовозгорания и т.п.) или возникшие вследствие ненадлежащей упаковки;
  • за убытки, произошедшие вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения и всякого рода военных действий;
  • за убытки, произошедшие вследствие недостачи груза при целости наружной упаковки, замедления в доставке груза, падения цен и пр.

Кроме самого груза, фрахта и расходов по страхованию (СИФ), принимается на страхование ожидаемая прибыль. Обычно в мировой практике стоимость экспортного груза, запроданного на базе СИФ, определялась для целей страхования как цена СИФ + 10 % ожидаемой прибыли. Однако в силу некоторых тенденций, проявляющихся в последнее время в практике внешней торговли и вызывающих дополнительные расходы, а именно, увеличение объема продаж через посредников или смешанные компании, необходимость подработки груза в период транзитного хранения, уплата таможенных пошлин и сборов до получения груза и т.п., возникает необходимость страховать ожидаемую прибыль в большем проценте, чем ранее, чтобы компенсировать понесенные расходы в случае утраты или повреждения груза.

В силу этого на страхование принимается ожидаемая прибыль в размере 20 %, 30 % и более к цене СИФ.

Рекомендуется страхование ожидаемой прибыли осуществлять за счет продавца только в размере до 10 %, расходы по страхованию ожидаемой прибыли сверх 10 % к цене СИФ относить на счет покупателя.

При морской транспортировке грузов следует предлагать иностранным покупа­телям страхование за их счет военных и забастовочных рисков в соответствии с оговорками, действующими на международном страховом рынке.

Наличие и содержание договора страхования могут быть доказываемы исключи­тельно письменными доказательствами. Согласно правилам договор страхования заключается на основе письменного заявления страхователя, которое должно содержать определенные, перечисляемые в Правилах, сведения: о грузе (род, вид упаковки, число мест, вес); о виде транспорта; о способе и времени отправки; номерах перевозочных документов; страховой сумме груза и условиях страхования; наименовании судна, на который отгружен товар; о дате рейса; о порте отгрузки и порте назначения; все другие известные страхователю сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска. Все эти сведения необходимы страховщику для определения риска и ставки страховых премий, устанавливаемых тарифом.

Ставки страховых премий меняются в зависимости от условий страхования и за­висят от характера груза, его физико-химических свойств, от направления, сезонности отправки, от способа отправки (морской, железнодорожный, автомобильный, авиационный и т.д.). При морских отправках учитывается, отгружен груз в трюме или на палубе.

Очень важно, чтобы в запродажном контракте указывались полные и точные по возможности условия страхования.

Если в контракте условия страхования не будут указаны, будут указаны неполно или просто сделана ссылка на «обычные условия страхования», покупатель получает возможность записать в аккредитиве более широкие условия, чем имел в виду продавец.

Договор страхования считается заключенным с момента, кода принятие страхо­вания подтверждено в письменной форме. По требованию страхователя страховщик обязан выдать за своей подписью документ, содержащий условия заключенного договора (полис, страховой сертификат и т.п.).

На основании заявления страхователя, в котором он подтверждает принятие без изменения всех правил транспортного страхования данной компании, страховщик выдает письменное подтверждение заключения договора страхования - страховой полис (Insurance Policy). Страховой полис - это документ, который выдается страховой компанией в одностороннем порядке и имеющий чаще всего только подпись страховщика.

Договор страхования (Insurance Treaty) может быть составлен путем разработки одного документа за подписями двух сторон, в котором излагаются конкретные, со­гласованные в процессе переговоров между страхователем и страховщиком условия, отличающиеся от стандартных правил компании. В этом случае в подтверждение заключения договора страхования на основании заявления также выписывается полис компании, содержащий данные о конкретной отправке, в котором обязательно делается ссылка на номер и дату заключенного соглашения.

Договор страхования может быть подтвержден разовым полисом или генеральным полисом.

Разовый полис выписывается на грузы по отдельному внешнеторговому контракту или по отдельной сделке.

Генеральный полис - договор, заключаемый между сторонами на определенный срок, по которому все грузы страхователя являются застрахованными в данной страховой компании на весь период действия договора страхования. В международной практике встречаются генеральные полисы, страховое покрытие которых распространяется на все грузы страхователя во всем мире, так называемые Worldwftle policies.

На отправки, производимые в течение года или другого длительного периода по какому-либо грузу или грузам, контракту или контрактам, могут выдаваться открытые полисы. Как правило, такие полисы оформляются при транспортировке грузов для строительства объектов «под ключ», когда заранее известен характер груза, маршрут перевозки, вид транспорта и способ отправки грузов, начало и конец строительства объекта. Наряду с полисами в практике встречаются и другие страховые документы. Страховой сертификат (Certificate of Insurance) - документ, выдаваемый страхователю в подтверждение того, что договор страхования заключен. Сертификат выписывается страховым брокером, и обычно он не является документом, против которого осуществляются платежи, если это прямо не указывается в контракте купли-продажи.

Ковернот (Cover-note) выдается брокером страхователю и свидетельствует о том, что договор страхования по его поручению заключен, В этом документе указываются страховщик, принявший риск, условия страхования и ставка премии. Коверноты служат предварительным договором и теряют силу, если договор не будет должным образом оформлен в определенное время.

Договор страхования может быть заключен страхователем в свою пользу либо в пользу другого лица, указанного или не указанного в договоре.

 
« Пред.   След. »
No Image
No Image No Image No Image

Наша галерея

No Image
© 2009-2013 aviaplace.ru
No Image