No Image No Image

No Image
No Image No Image No Image
No Image
Главная arrow Смешанные перевозки
No Image
No Image

Правовое регулирование международных смешанных и комбинированных перевозок

Впервые вопрос создания унифицированных норм при международных перевозках в в смешанных сообщениях был поднят на Стокгольмской конференции Международной торговой палаты в 1927 г. Однако только в 1980 г. удалось в рамках ООН/ ИМО разработать и подписать Конвенцию ООН о международной смешанной перевозке грузов.

Конвенция содержит преамбулу с изложением основных принципов, восемь частей и два приложения.

В первой части (общие положения) даны определения международной смешанной перевозки, оператора смешанной перевозки, рассмотрены сферы применения Конвенции, регулирование и контроль за смешанными перевозками.

Международная смешанная перевозка - это перевозка грузов, по меньшей мере, двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из пункта в одной стране, где грузы поступают  ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране.

Во второй части даны содержание документа смешанной перевозки, порядок его выдачи, оговорки и его доказательная сила.

В третьей части содержится ответственность оператора смешанной перевозки, охватывающей период ее действия, и ответственность за действия служащих оператора, агентов и других лиц.

Четвертая часть посвящена грузоотправителю. В ней устанавливается его ответственность за ущерб, понесенный оператором, если доказано, что он или его служащие и агенты не приняли всех необходимых и разумных мер для избежания происшествия. В этой же части дана ответственность грузоотправителя за соблюдение специальных правил об опасных грузах.

В пятой части (претензии и иски) рассматриваются порядок выдачи уведомлений об утрате, повреждении или задержке, исковая давность, признание и исполнение судебных решений,  арбитражные разбирательства.

В дополнительных положениях (часть шестая) рассматриваются договорные условия, которые могут вноситься оператором смешанной перевозки и являющиеся недействительными в соответствии с положениями настоящей Конвенции, основные положения и их правовое регулирование, касающееся общей аварии, а также рассматриваются понятие расчетной единицы и порядок ее перевода.

Седьмая часть касается таможенных вопросов, включая выдачу таможенного до­кумента на перевозку грузов транзитом через третьи страны (таможенный транзит).

 Заключительная, восьмая часть, содержит положения, касающиеся депозитария, даты начала  применения, порядка  подписания,   ратификации,   принятия,  утверждения, присоединения и т.д.

Положения Конвенции применяются независимо от национальной принадлежности перевозчика, судна, грузоотправителя, грузополучателя или любого заинтересованного лица. Однако Конвенция не применяется к чартерам.

Согласно Конвенции оператором смешанной перевозки может быть любое юри­дическое лицо, которое от своего имени или через другое, действующее от его имени, юридическое лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как посредник или агент. При этом на него ложится ответственность за исполнение договора. Оператор смешанной перевозки несет ответственность за исполнение перевозки в целом и за сохранность груза с момента принятия его в свое распоряжение и до момента выдачи покупателю. Одним из основных условий деятельности оператора смешанных перевозок является котировка им сквозных ставок тарифов, рассчитываемых на весь маршрут перевозки грузов и построенных на основе учета затрат на их перевозку различными видами транспорта, перевалку, складирование, страхование, осуществление таможенных формальностей и др.

Конвенция о международных смешанных перевозках вступит в силу через 12 месяцев после того, как правительства 30 стран подпишут ее без оговорки о ратификации либо сдадут депозитарию - Генеральному секретарю ООН документы о ее ратификации, утверждении или присоединении.

Смешанные перевозки, получившие широкое распространение во внутренних и в международных сообщениях, позволяют рациональнее распределить перевозочную работу между отдельными видами транспорта, максимально использовать их провозные способности, обеспечить экономию транспортных затрат. Однако самый серьезный недостаток перевозок - наличие грузовых работ при смене видов транспорта.

Термин «комбинированная перевозка» означает перевозку грузов на одной и той же транспортной единице с использованием нескольких видов транспорта. Сеть международных комбинированных перевозок включает железнодорожные линии, используемые для комбинированных перевозок терминалы, пограничные пункты, станции смены колесных пар и железнодорожно-паромные переправы, имеющие важное значение для международных комбинированных перевозок.

Комбинирование видов транспорта ведется в двух направлениях:

  1. перевозки в специально созданных транспортных единицах или средствах, способленных для перевозки грузов на различных видах транспорта (контейнер, съемный кузов, лихтер, роллтрейлер, роудрейлер и др.);
  2. перевозки с использованием технических средств одного вида транспорта для перевозок на другом (груженый автомобиль перевозится по железной дороге, груженый железнодорожный вагон перевозится на морском пароме и т.д.).

Придавая большое значение развитию комбинированных перевозок, государства члены ЕЭК ООН образовали группу экспертов по комбинированным перевозкам для исследования путей развития этих перевозок в Европейском регионе и подготовки проекта Европейского соглашения о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (СЛКП). Подготовленный проект соглашения принят на сессии Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК в 1990 г.

Международная деятельность по регулированию смешанных и комбинированных перевозок

Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) основана 16 национальными ассоциациями экспедиторов 31 мая 1926 г. в Вене. С 1926 г. по 1939 г. в организации состояло 20 национальных ассоциаций. Во время Второй мировой войны ее деятельность прекратилась, а с 1949 г. снова возобновилась.

ФИАТА - неправительственная, некоммерческая международная организация, главная цель которой - обеспечение интересов экспедиторов на международном уровне. Основные задачи этой организации:

  1. объединение экспедирования как отрасли и доведение до общественности экс­педиторских услуг при помощи соответствующих публикаций и других мер по привлечению общественного внимания;
  2. улучшение качества услуг организаций - членов ФИАТА путём внедрения стан­дартных торговых условий, обмена информацией и проведения соответствующих исследований; защита интересов экспедирования путем участия в качестве советников или экспертов в заседаниях других международных организаций;
  3. профессиональное обучение на международном уровне;
  4. поиск практических решений технических вопросов в рамках работы комитетов;
  5. способствование установлению хороших деловых отношений и всемирной соли­дарности среди экспедиторов;
  6. развитие связи с перевозчиками и их организациями;
  7. упрочение связи с фирмами-экспортерами и их организациями;
  8. способствование развитию международной торговли и товарообмена между всеми странами мира;
  9. развитие отношения доброй воли и дружбы между всеми сторонами, участвующими в перевозочном процессе.

В соответствии с уставом ФИАТА предусмотрены две категории членства: дей­ствительные и индивидуальные члены.

Действительными членами ФИАТА могут быть национальные экспедиторские ассоциации или частные экспедиторские компании из стран, в которых отсутствуют национальные ассоциации. Индивидуальными членами могут стать частные экспедиторские компании, таможенные брокеры и т.д. (с одобрения национальных организаций в странах, где ФИАТА имеет действительных членов). Принятие в члены должно быть одобрено Исполнительным комитетом ФИАТА.

Основная текущая работа ФИАТА проводится в ее технических комитетах и рабочих группах. Так, в последние годы Комитет по морским и смешанным перевозкам рассматривал вопрос о взаимоотношениях между экспедиторами и морскими линейными конференциями в отношении получения от конференций комиссии за привлечение и экспедирование грузов, отгружаемых на судах участников конференций. В связи с подготовкой Секретариатом ЮНКТАД доклада «Взаимоотношения между заинтересованными сторонами при перевозке груза в смешанном сообщении» ФИАТА поставлен вопрос о включении в доклад раздела о деятельности экспедитора в качестве оператора смешанной перевозки, в котором должна быть подчеркнута роль экспедитора в организации перевозок грузов в смешанном сообщении.

Значительное достижение ФИАТА - разработка и внедрение в практику экспе­диторских документов, получивших официальное признание во всем мире. Это экс­педиторская расписка (FCR), транспортный сертификат экспедитора (FCT), коносамент ФИАТА на смешанные перевозки (FBL), складская расписка (FWR) и декларация грузоотправителя на перевозку опасных грузов (SDT), одобренная ФИАТА.

К перевозкам, требующим организации специализированных транспортных цепей, относятся контейнерные перевозки, перевозки скоропортящихся пищевых продуктов и комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки (контрейлерные).

Определение грузового контейнера дано международной Конвенцией по безопасным контейнерам, вступившей в силу в 1977 г.

Контейнер - это транспортное оборудование, которое имеет постоянные характеристики, достаточно прочное для многоразового использования; специально сконструировано для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки находящегося в нем груза и с учетом необходимости удобного его крепления на транспортных средствах и обработки, для чего снабжен угловыми фитингами.

В преамбуле Конвенции признается необходимость поддержания высокого уровня безопасности человеческой жизни при обработке, штабелировании и перевозке контейнеров.

В Конвенции закреплены международные требования, касающиеся конструкции контейнеров и их эксплуатации, определена терминология, относящаяся к перевозке контейнеров.

Требования Конвенции распространены на новые и существующие контейнеры, используемые в международных перевозках, исключая контейнеры, специально предназначенные для воздушных перевозок. Каждый новый контейнер должен пройти процедуру допущения, предусмотренную в приложении 1К Конвенции.

Конвенция имеет два приложения:

- приложение 1 - «Правила испытания, осмотра, допущения и содержания контей­неров;

приложение 2 - «Конструктивные требования безопасности и испытания».
Важное место среди правовых актов, регулирующих коммерческо-организационные вопросы осуществления международных контейнерных перевозок, занимает Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров 1972 г. Цель этой Конвенции - унификация, упрощение требований, процедур и правил пересечения контейнерами границ различных государств. Даны условия и процедура ввоза порожних и груженых контейнеров на территорию стран и порядок временного их использования, допуска контейнеров к перевозкам под таможенными пломбами; обусловливается процедура внесения поправки и ее содержания.

В приложении к Конвенции оговорены требования к тем контейнерам, которые следуют в международном сообщении под таможенными пломбами.

Положения Таможенной конвенции распространяются на контейнеры с соответ­ствующей, утвержденной Конвенцией маркировкой. Каждый контейнер, удовлетворяющий требованиям Конвенции, должен иметь табличку о допущении его к перевозке под Таможенными печатями и пломбами.

Важное место в системе контейнерных перевозок занимают лизинговые операции (операции по сдаче контейнеров в аренду), развитие которых обусловлено следующими основными факторами:

  1. несбалансированность потоков контейнеров на основных направлениях между­ народных контейнерных перевозок приводит к необходимости хранения и перевозки порожних контейнеров;
  2. аренда контейнеров позволяет судоходным компаниям и другим перевозчикам экономить основной капитал;
  3. в действующей системе налогообложения значительно снижаются налогообложения для операторов контейнерных перевозок;
  4. операции по аренде позволяют сократить капиталовложения в контейнеры.

Потребность в транспортировке грузов, требующих особых условий перевозки, а также в широком внедрении в практику современных, более сложных в техническом и организационном отношениях транспортных технологий постепенно возрастает. В целях удовлетворения этих потребностей организуются международные транспортные цепи, которые требуют от всех их участников (перевозочных предприятий, складов, таможенных и портовых организаций и т.д.) четкого сотрудничества и технического совершенствования.

В связи с увеличением потребности в этом виде перевозок перед транспортом поставлены высокие требования, с одной стороны - технические, с другой - адми­нистративные и организационные, по выполнению строгих предписаний, введенных в отдельных странах.

Стремление содействовать облегчению таких перевозок, обеспечению высокого технического уровня при их осуществлении, достижению единообразных предписаний в перевозочных документах, технических требований при международных перевозках обосновало разработку и внедрение в практику ряда конвенций, регулирующих эти специальные международные перевозки грузов.

 
« Пред.   След. »
No Image
No Image No Image No Image

Наша галерея

No Image
© 2009-2013 aviaplace.ru
No Image