Применение кодов в гражданской авиации
В гражданской авиации для передачи информации используются условные обозначения - коды. В зависимости от сферы применения коды могут состоять из 2 или 3 символов.
Авиакомпании или другие организации используют коды в следующих случаях: при оформлении полетной документации; при оформлении и передаче коммерческой перевозочной информации; для оформления и передачи аэронавигационной информации т.д.
Коды используются для идентификации авиакомпаний и других организаций, участвующих в авиаперевозке. При оформлении перевозочных документов необходимо помнить, что каждый номер документа должен начинаться с трехбуквенного кода авиакомпании.
В коммерческой деятельности ГА коды присваиваются, изменяются и отменяются Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА) по запросам авиакомпаний.
В настоящее время коды авиакомпаний используются следующим образом:
2-символьное обозначение применяется авиакомпаниями для процедур бронирования, составления расписания движения воздушных судов, оформления авиабилетов, ратифицирования воздушной перевозки, при оформлении грузовой накладной, списков пассажиров, при передаче международных телекоммуникационных сообщений и для других коммерческих обращений;
3-буквенный код авиакомпаний применяется для воздушного контроля и аэронавигационной фиксации телекоммуникационных сообщений, например:
Авиакомпании
|
3 цифровой код
|
2символовый код
|
3 буквенный код
|
Air kazahstan
|
452
|
9Y |
KZK
|
American Airlines
|
001
|
AA
|
AAL
|
British Airways |
125
|
BA
|
BAW
|
Lufthansa
|
020
|
LH
|
GEC
|
KLM
|
074
|
KL
|
KLM
|
Кроме авиакомпаний и других организаций коды имеют страны, города, аэропорты, национальные валюты стран.
Коды стран и национальных валют устанавливаются Международной организацией стандартов (ICO - International Standards Organization) и применяются, в основном, для информации при тарифицировании воздушных перевозок.
Например: Казахстан имеет код KZ, а национальная казахстанская валюта - тенге - KZT; Россия - RU, а российский рубль - RUR.
Кроме стран свои коды могут иметь и крупные провинции. Например, код СИТА -US, но каждый штат имеет свой код -. Alabama - AL, California - С А.
Для определения кода города/аэропорта ИАТА периодически выпускает специализированные сборники - Administration of Location Identifiers.
Хотя многие из этих кодов вполне очевидны, не все следуют одному шаблону, например:
- IATA код - Название города
- LON - London - Лондон (Великобритания)
- AMS - Amsterdam - Амстердам - (Нидерланды)
- BER - Berlin - Берлин (Германия)
- NYC - New York - Нью-Йорк (США)
- ALA - Almaty - Алматы (Казахстан)
- TSE - Astana - Астана (Казахстан)
- YVR - Vancouver - Ванкувер (Канада)
Если город имеет более одного аэропорта или аэропорт имеет свое личное имя, то в списке городов обозначено имя этого аэропорта и его код.
Правильное применение кодов помогает стандартизировать, упростить и ускорить оформление и обмен международной телекоммуникационной и другой перевозочной информацией, тем самым значительно улучшая сервис при организации воздушных перевозок и повышая безопасность полетов.
Было бы неприятным опытом для грузополучателя приехать в Хитроу (аэропорт Лондона), чтобы забрать свой груз, и там обнаружить, что рейс из Алматы прибывает в Гэтвик (другой аэропорт Лондона), находящийся на расстоянии 100 км от Хитроу.
Так же, как на других видах транспорта, в авиации невозможно обеспечить прямую доставку груза абсолютно во все пункты назначения. Большинство авиакомпаний работают по трансфертной системе «HUB» (узел) или «GATEWAY» (ворота), когда груз доставляется в один аэропорт и затем перевозится наземными видами транспорта в другой аэропорт, в той же стране или в другой, для продолжения воздушной перевозки. Это предусматривается в общем контракте на авиаперевозку. Стоит также отметить, что при расчете ставок за авиаперевозку нужно знать, каким городом (воротами) пользуется авиакомпания. Ниже перечисляются несколько основных «авиаворот»: авиакомпания.
|