Правила и основания для расчетов по пассажирам и платному багажу
При выполнении авиаперевозок нередко возникает необходимость перевода сумм, полученных в оплату стоимости перевозки авиакомпанией, оформившей перевозочные документы авиакомпании-перевозчику. Эта стоимость рассчитывается в соответствии с информацией о маршруте, перевозчиках, тарифе, пункте назначения и расчете полученной суммы, указанной на полетном купоне.
Счета авиакомпании по перевозкам пассажиров и платного багажа должны быть подтверждены подлинными полетными купонами, МСО или другими документами, оформленными для перевозки.
Отказ от оплаты счета должен быть обоснован. Для этого оформляется счет-претензия, который должен содержать информацию, подтверждающую точку зрения перевозчика, отказывающегося от оплаты. Причины отказа могут быть следующими: неверное применение тарифа; неправильный расчет прорейта; ошибочное начисление комиссионных; нарушение требования индоссамента.
Если авиакомпания-перевозчик обнаружит, что полетный купон был оформлен по заниженному тарифу, она выставит дебет-счет с подтверждением своей точки зрения полетными документами.
Кроме того, перевозчик проверяет правильность заполнения продавцом раздела билета о перевозимом платном багаже, перевозчик должен убедиться, что эта информация проставлена на каждом купоне. При ее отсутствии перевозчик может дебетовать авиакомпанию, оформившую документы, на сумму потерянных доходов.
При расчете по групповым перевозкам важно соблюдение условия о минимальной численности группы.
Опубликованные авиатарифы бывают сквозными (опубликованными) и рассчитанными (неопубликованными).
Опубликованные (сквозные) авиатарифы - это тарифы и сборы от аэропорта отправления до аэропорта назначения, помещенные в тарифных справочниках. Опубликованные тарифы имеют преимущество в применении перед любой более низкой комбинацией участковых тарифов между теми же пунктами. Это следует понимать таким образом, что если между двумя пунктами имеется опубликованный тариф, то перевозка должна осуществляться только по этому тарифу.
Неопубликованные тарифы - это тарифы, которые образуются путем построения при отсутствии опубликованного тарифа между данными пунктами. Неопубликованные тарифы образуются двумя способами:
- Путем прибавления к опубликованному (сквозному) тарифу дополнительной суммы, так называемой суммы «add on», публикуемой на оранжевых страницах справочников APT и ACT;
- В случае отсутствия пропорционального тарифа – путем сложения участковых тарифов отдельных участков перевозки с соблюдением соответствующих правил построения тарифов.
Поскольку нередко авиакомпании участвуют в перевозках вместе с другими авиакомпаниями по сложному тарифу, а по существующим правилам построения тарифов приоритет имеют опубликованные (сквозные) тарифы, то возникает необходимость определения доли авиакомпании-перевозчика в этой общей стоимости перевозки. Такой расчет производится по прорейту, правила которого разрабатываются Авиационной прорейтовой дирекцией и являются обязательными для авиакомпаний - участников Многостороннего Прорейтового Соглашения (МРА).
В общем виде доля перевозчика в суммарной стоимости перевозки определяется пропорционально полным участковым тарифам по маршрутам перевозки.
Расчеты по МСО производятся следующим образом: сумма, которую авиакомпания рассчитывает получить от обмена купона МСО, не должна превышать суммы, указанной на каждом купоне и в разделе «COUPON VALUE» всего МСО. Если эта сумма превышает 5000$ или эквивалент этой суммы (по банковскому курсу покупки), то требуется согласие перевозчика, оформившего этот документ.
В случае сборов за платный багаж авиакомпания, оформившая документы на перевозку, должна передать авиакомпании-перевозчику полную стоимость перевозки багажа, на которую оформлен полетный купон. Если авиакомпания, оформившая перевозку, обнаружила недостачу из-за безответственности или неверного применения правил, она должна оплатить разницу между этим сбором и счетом.
В последнее время для ускорения и совершенствования системы взаиморасчетов авиакомпаний на МВЛ IATA был принят так называемый план BSP (Billing and Settlement Plan), предусматривающий создание расчетных центров по странам или регионам, в которых производится взаиморасчет встречных требований авиакомпаний и их агентов друг другу. При этом строго соблюдаются сроки отчетности, перевода денег. Эта мера способствует эффективному контролю полноты поступления денежных средств, сокращению дебеторской задолженности авиакомпании, ускорению оборачиваемости ее оборотных средств и повышению ликвидности в целом.
В случае наземной транспортировки расчет стоимости производится так: когда производится перевозка по земле, и пассажир транспортируется к ближайшему аэропорту или пункту назначения, указанному в билете, стоимость такой перевозки будет оплачена авиакомпанией, выполнившей эту перевозку.
Существуют некоторые особенности расчетов по «недопущенным» пассажирам. Общая стоимость их перевозки и все дополнительные нетранспортные сборы взимаются последним перевозчиком. В этом случае пассажир оплачивает обратный билет, или при этой перевозке учитывается стоимость неиспользованного купона. Недополученные суммы и/или дополнительные нетранспортные сборы, превышающие 25$ или эквивалент этой суммы, делятся на прорейтовой основе в соответствии с МРА-Р.
|