О таможенных формальностях зарубежных государств
Национальные правила государств за последние десятилетия существенно сблизились и регулируются общими принципами и нормами, что существенно облегчает международную торговлю. Большую роль в этом сближении правил и практики таможенного контроля и таможенного оформления сыграли многосторонние международные соглашения, деятельность международных учреждений и организаций, в частности, Совета по таможенному сотрудничеству, Европейской экономической комиссии, ГАТТ, Конференции ООН по торговле и развитию. В результате многие национальные правила и процедуры таможенного оформления грузов построены на основе международных соглашений.
В общей форме таможенные формальности более чем в 130 государствах регулируются статьей УШ ГАТТ «Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом». В Уставе ГАТТ сказано, что страны-участницы признают необходимость сокращения и упрощения импортных и экспортных формальностей и требуемой экспортной и импортной документации.
Большую роль в упрощении и рационализации таможенных процедур играет уже упоминавшийся Совет по таможенному сотрудничеству - международная организация, находящаяся в Брюсселе. В Совет входит большинство стран - участниц международной торговли. Советом разработано, согласовано и принято много международных документов, регламентирующих таможенные формальности и практику таможенного контроля. Одним из таких документов является Конвенция о гармонизации и упрощении таможенных процедур, принятая в г. Киото (Япония) и поэтому часто называемая Конвенцией Киото. Состоит из основного текста (собственно Конвенции) и 30 приложений, в совокупности регламентирующих многие стороны таможенно-тарифного регулирования. Положения Конвенции Киото по существу стали международными правилами таможенного контроля, которые применяются большинством цивилизованных государств.
Действующими в большинстве стран правилами предусматривается следующее:
- пункты, в которых грузы и транспортные средства могут пересекать таможенную границу страны, определяются национальным законодательством;
- перевозчик несет ответственность за то, чтобы грузы транспортировались в пункт таможенного оформления без повреждения или изменения упаковки, внешнего вида или характера товаров;
- в тех случаях, когда груз прибывает на таможню вне ее рабочего времени, таможенные
власти должны за дополнительную плату открыть таможню и пропустить транспортные
средства и грузы (если того просит грузовладелец или экспедитор);
- таможенные власти могут признать пломбы иностранной таможенной службы, но могут установить собственные пломбы на груз, следующий в пункт таможенного оформления;
- в случае аварии, повреждения или гибели грузов в пути на таможенной территории импортирующей страны должны быть составлены акты, признаваемые таможенными властями.
Таможенное оформление грузов, цель которого пропуск товаров для внутреннего потребления или на экспорт, - это комплекс операций, включающий представление таможенной декларации и сопровождающих ее документов, их проверку и принятие, представление товаров таможне и их возможный таможенный досмотр, начисление и уплату таможенных пошлин и сборов, выпуск товаров таможней.
Таможенное оформление в большинстве стран мира осуществляется как пограничными таможенными учреждениями, так и таможенными учреждениями, расположенными внутри таможенной территории страны. Перечень таможен, осуществляющих операции по пропуску экспортных и импортных грузов, публикуется регулярно. Во многих странах действует порядок, предусматривающий таможенное оформление отдельных специфических категорий товаров (алмазы и бриллианты, предметы искусства и антиквариата и некоторые другие) только специально предназначенными для этого таможенными учреждениями, имеющими квалифицированный персонал.
Декларирование грузов
Декларирование грузов - обязательная процедура таможенного оформления. В большинстве государств действует порядок, при котором декларантом (лицом, подающим таможенную декларацию) может быть не только владелец груза, но и другое лицо (транспортный агент, таможенный брокер и др.). которое распоряжается от его имени грузом. Обычно круг таких лиц определяется национальным законодательством и может быть довольно широк. Декларант является во всех случаях лицом, несущим ответственность перед таможенными властями за достоверность сведений, содержащихся в таможенной декларации, и за уплату пошлин и других сборов. В случаях, когда декларант встречается с трудностями при декларировании товаров, таможенные власти должны предоставить ему любую необходимую информацию, имеющуюся в их распоряжении, и содействовать декларанту в заполнении таможенной декларации. Этот вид услуг таможни может носить в отдельных странах платный характер, как и продажа бланков грузовой декларации.
Форма грузовой таможенной декларации различна в разных странах.
Конвенция Киото устанавливает, что таможенные власти могут потребовать, чтобы в таможенной декларации были сообщены следующие сведения:
Данные, относящиеся к лицам:
- A. Имя и адрес декларанта.
- B. Имя и адрес импортера (экспортера).
- C. Имя и адрес консигнатора.
Данные, касающиеся средств транспорта:
-
А. Вид транспорта.
- B. Идентификационные сведения о средстве транспорта.
Данные о товаре:
- А.Страна, где товар куплен, и страна происхождения товара В (при экспорте - страна назначения товара).
- C. Сведения о числе грузовых мест (номера, маркировка, вес, число мест).
- D. Тарифная классификация товара.
Сведения, необходимые для начисления пошлин и сборов:
- A. Тарифная позиция В. Ставки пошлин.
- С. Вес брутто, нетто или другие сведения о количестве.
- D.Таможенная стоимость
Другие сведения:
- А. Номер статистической позиции товара.
- B. Район, откуда поступили товары (если применяются тарифные льготы и преференции).
- C. Перечень документов, прилагаемых к грузовой декларации.
Подпись декларанта, дата и место ее подачи.
В приложении 8.1 к Конвенции Киото содержится рекомендуемый Советом по таможенному сотрудничеству образец грузовой таможенной декларации. По этому образцу построены формуляры таможенных деклараций многих стран. В приложении содержится рекомендация, обращенная к участникам Конвенции: в тех случаях, когда предстоит
пересмотр действующих формуляров декларации, осуществляется переход к стандартному образцу декларации, содержащемуся в приложении.
Для заполнения грузовой таможенной декларации во всех странах используются международные унифицированные цифровые коды товаров, средств транспорта и др. Это позволяет применять автоматическую систему обработки таможенных документов, что значительно упрощает и ускоряет таможенное оформление товаров.
Таможенный досмотр грузов
Таможенный досмотр грузов (т.е. их физическая инспекция таможенными властями) может последовать за проверкой и принятием декларации. Главная цель таможенного досмотра - определение соответствия ".представленного таможенным властям груза его описанию, приведенному в таможенной декларации и в сопровождающих ее документах.
Международные правила устанавливают, что таможенный досмотр груза должен производиться в кратчайшее время после подачи таможенной декларации и ее принятия. В ряде случаев национальное, законодательство устанавливает конкретные предельные сроки для проведения всего таможенного оформления груза и транспортных - средств, включая и их физическую инспекцию. Конвенция Киото рекомендует, чтобы инспекция груза другими компетентными властями (карантинная, санитарная и другие виды инспекции) проводилась в то же время, что и таможенный досмотр.
В большинстве государств законодательство не устанавливает обязательность таможенного досмотра груза, но предоставляет это право таможенным властям, оставляя за ними решение вопроса в каждом конкретном случае.
|