No Image No Image

No Image
No Image No Image No Image
No Image
Главная arrow Рацион питания
No Image
No Image

Рацион горячего питания для пассажиров

Питание пассажиров первого и бизнес-класса отличается более богатым выбором блюд, а также наличием деликатесов. На­пример, «Аэрофлот» и другие отечественные компании предлага­ют клиентам элитных классов черную и красную икру, грибной паштет, салат из крабов; «Swissair» — гусиную печень, отборную семгу, креветки и т.п.

Кроме того, имеются отличия в порядке подачи блюд. В первом классе обслуживание носит характер ресторанного: сначала пода­ется закуска, потом — горячее и затем — десерт. В других классах обед подается сразу в специальном контейнере.

Отличается и сервировка стола. В салонах первого класса ис­пользуются фарфор, хрусталь, мельхиоровые столовые приборы. В эконом- и бизнес-классе применяется, как правило, одноразо­вая или многоразовая пластмассовая посуда.

Что касается напитков, то строгих правил в их количестве и наборе нет — каждая авиакомпания решает этот вопрос в зависи­мости от средств и национальных особенностей. Например, «Аэрофлот» согласно своим правилам для пассажиров первого и биз­нес-класса выделяет по 500 мл минеральной воды и 200 мл соков на одного человека, а для пассажиров эконом-класса — 300 мл воды и 100 мл сока. Спиртное предусмотрено в количестве 250 г для элитных классов (в любом наборе — шампанское, вино, вод­ка, коньяк) и 200 г для эконом-класса (вино, иногда баночка пива).

Иностранные авиакомпании придерживаются более низких норм «горячительных напитков» — 100—150 г, при этом наибо­лее щедрыми считаются «British Airways», «Finnair», «Lufthansa», а вот «Air France» не особенно балует своих клиентов — любите­лей спиртного.

Для пассажиров, предъявляющих особые требования к пита­нию, связанные с национальными особенностями, привержен­ностью к определенной пище или состоянием здоровья, боль­шинство авиакомпаний в настоящее время предлагают широкий выбор специальных блюд. При этом специальное питание можно классифицировать на несколько групп: меди­цинское, вегетарианское, религиозное, детское и др. Медицинское питание предполагает диабетические блюда; блюда с понижен­ным содержанием протеина, холестерина, лактозы, с низким содержанием соли, с высоким содержанием клетчатки, без клей­ковины и т.д. Религиозное питание может быть мусульманское, кошерное, индусское; вегетарианское — западное, азиатское, стро­го вегетарианское; детское бывает младенческое и для детей от 2 до 12 лет. За каждым видом питания закреплен код, который ут­верждается Международной Ассоциацией воздушного транспорта (IАТА). При бронировании билета в нем делается пометка о заказе определенного рациона специального питания.

Спецпитание дополнительно не оплачивается, его стоимость входит в стоимость билета. Единственное требование — такое пи­тание надо заказать во время бронирования или не позднее чем за 24—48 ч (в зависимости от правил перевозчика) до вылета.

Загрузка самолетов борт питанием производится по заявкам специальной службы аэропортов. За 3 ч до вылета эта служба пе­редает заказ на каждый рейс отдельно с указанием количества рационов по виду и в соответствии с классом обслуживания.

Спец рацион можно заказать не только на международных, но и на внутренних рейсах. Интересную акцию в связи с этим впер­вые провел «Аэрофлот» весной 2002 г. на своих внутренних марш­рутах. Во время Великого поста (с 22 марта по 4 мая) на всех рейсах по России пассажирам, желающим не прерывать пост, борт­проводники предлагали постное меню из растительных блюд с соблюдением традиций православной церкви. При этом даже не требовалось заказа при бронировании — просто 10 % общего объема бортового питания загружалось с учетом того, что многие граждане страны в это время соблюдают пост. Такое нововведение с большим одобрением было встречено многими пассажирами.

Кроме стандартного и специального питания на рейсах отдель­ных перевозчиков пассажир может заказать себе все, что захочет (конечно, в разумных пределах), однако уже за дополнительную плату. Такое индивидуальное питание практикуется, например, в компаниях «British Airways», «AJT», «Континентальные авиалинии».

Стоимость питания у разных перевозчиков различна и колеб­лется от 6 до 35 —37 $ США в зависимости от содержания рацио­на, класса обслуживания и продолжительности рейса. И хотя су­ществуют авиакомпании, которые в целях снижения стоимости билетов урезают или совсем отменяют питание на своих рейсах (особенно непродолжительных), большинство из перевозчиков ста­раются не отказывать пассажирам в такой услуге.

Непосредственно приготовлением пищи для авиапассажиров за­нимаются предприятия (цеха) бортового питания. Это специаль­ные фабрики-кухни, разрабатывающие рационы с учетом науч­но-обоснованных норм потребления продуктов и условий, в ко­торых происходит их прием. Пища должна иметь оптимальную ка­лорийность, необходимое содержание белков, витаминов, мине­ральных веществ; кроме того, она должна быть небольшого объе­ма, хорошо упакована, легко транспортироваться, привлекатель­на и аппетитна на вид, желательно, чтобы ее можно было легко разрезать пластмассовым ножом или вилкой.

Предприятия бортового питания, производящие такую про­дукцию, как правило, базируются в аэропортах и тесно сотрудни­чают с авиакомпаниями, обслуживающимися в этих аэропортах. При этом они проводят презентации, где демонстрируют стан­дартные варианты меню; учитывают мнение и пожелания пере­возчиков и затем составляют содержание рационов для пассажи­ров эконом-, бизнес- и первого классов. Обычно такие презента­ции проходят два раза в год — накануне летней и зимней навига­ций. В соответствии с этим все крупные авиакомпании пересмат­ривают рационы бортового питания дважды в год. Помимо этого, существует еще так называемая цикличность смены меню. Напри­мер, «Delta Airlines», «British Airways» и «Континентальные авиа­линии» разрабатывают два вида меню и меняют его каждый ме­сяц; «Аэрофлот», «East Line» и «AJT» делают это еженедельно.

Среди наиболее известных иностранных компаний, которые занимаются кэтерингом (производством бортового питания), сле­дует назвать «Caterair», «Sky Chefs», «Dobbs International», «Kyiv Catering».

Что касается отечественных производителей бортового пита­ния, то они в основном создавались по западному образцу с уча­стием иностранных фирм. Так, «Аэромар», обслуживающий Шереметьево, был учрежден «Аэрофлотом» совместно с гостинич­ной цепью «Marriott». Аэропорт Внуково заказывает рационы для своих пассажиров у предприятия «Внуково-Eurest», созданного с помощью германской фирмы «Eurest». Исключение составляет фабрика «Домодедово эр Сервис», созданная еще в 1980 г., а за­тем модернизированная с использованием оборудования «Eurest Camp Catering» — одного из мировых лидеров индустрии ресто­ранного и бортового питания.

Существует еще одна отечественная компания, занимающаяся производством питания для авиапассажиров, — «Алазани-Эдем». Она несколько отличается от названных выше, поскольку поми­мо обслуживания гражданской авиации у нее есть и другие при­оритеты.

Вопрос с закупкой продуктов каждая из этих фабрик решает по-разному. «Аэромар» закупает продукты как у иностранных, так и у отечественных производителей: свинину из Финляндии; рыбу из Норвегии; сыры из Франции; говядину, птицу и паштеты из Америки; овощи и фрукты из Голландии; осетрину и черную икру у отечественных производителей.

«Домодедово эр Сервис» и «Внуково-Eurest» сотрудничают в основном с российскими поставщиками. «Алазани-Эдем» налади­ла собственное производство продуктов питания, а то, что не выпускает сама, — старается покупать в России.

Количество порций, вырабатываемых предприятиями борто­вого питания в сутки, составляет 3000 — 50000 штук в зависимо­сти от предприятия и от сезона навигации. Вкусовые достоинства пищи ежедневно оцениваются специальной комиссией во главе с шеф-поваром фабрики.

Следует отметить, что одним из основных принципов, лежа­щих в основе работы всех цехов, является «стандарт и еще раз стандарт!». Принцип относится не только к содержимому рацио­на, но и к тому, как оформлены продукты, как разложены они на тарелочках, какую форму имеет контейнер и т. п. Это связано с тем, что условия приема пищи в салоне самолета таковы, что каждый пассажир из-за близкого расположения кресел видит не только свою «тарелку», но и «тарелку» соседа. И если вдруг ока­жется, что его порция выглядит не так красиво, как у соседа, это может испортить ему настроение и наложить негативный отпеча­ток на все воздушное путешествие.

Пища, которая готовится в цехах бортового питания, перед раздачей ее пассажирам разогревается в микроволновых печах, установленных на борту воздушных лайнеров. Однако существуют отдельные авиакомпании, стремящиеся на своих рейсах еще больше повысить качество блюд и максимально приблизить их к тем, что готовятся на земле. Так, гонконгская компания «Cathay Pacific» установила на своих воздушных судах системы, позволяющие готовить яичницу, правда, пока эта услуга предоставляется только пассажирам первого класса.

Несколько слов стоит сказать о рационе для важных персон. VIP-питание, как правило, готовится не на конвейере, а отдель­но под руководством шеф-поваров. В особых случаях пищу для вы­сокопоставленной персоны готовит его личный повар, а сотруд­ники предприятия ему помогают. Такая практика иногда приме­няется при обслуживании представительных делегаций Китая, Япо­нии, арабских стран, кухня которых отличается экзотичностью.

Что касается посуды, используемой для авиапассажиров, то одним из ее наиболее крупных производителей и поставщиков является голландская фирма «De Ster ACS». Она работает со мно­гими авиакомпаниями, создавая для них новые формы, модели, цвета стаканов, тарелок, подносов и самих контейнеров. Более 350 перевозчиков доверяют свой сервис этой фирме. Среди них «British Airways», «Delta» «Airlines», «Lufthansa», «KLM», «Air France», «Swissair», «Аэрофлот», «Трансаэро», «Узбекские авиа­линии», «Пулковские авиалинии» и др.

В последнее время свои услуги по производству бортовой посу­ды стала предлагать отечественная фирма «Планета термофилинг», производящая снек-боксы, ланч-боксы, горячие тканевые поло­тенца для авиапассажиров.

Помимо организованного питания на дальне магистральных рейсах в самолетах устраиваются буфеты, где можно купить бу­терброды, закуски, кондитерские изделия, фрукты, орешки и т.п. в течение всего полета. Пользоваться этими буфетами могут пас­сажиры любого класса.

 
« Пред.   След. »
No Image
No Image No Image No Image

Наша галерея

No Image
© 2009-2013 aviaplace.ru
No Image